Сайт использует cookie, если вы не хотите, что бы они обрабатывались, вы можете покинуть сайт, или выключить обработку cookie в настройках вашего браузера.
Закрыть
МКДОУ Детский сад №11 «Березка» Тел.: +7(48456)5-62-08
E-mail: mkdou_ds11_kirov@adm.kaluga.ru

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Березка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников»

Березка

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Практикум для молодых педагогов "Роль воспитателя на музыкальном занятии"

Практикум для молодых педагогов

«РОЛЬ  ВОСПИТАТЕЛЯ НА  МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

Подготовила и провела: Савинская М. А. музыкальный руководитель

                              Дата проведения: 10.11.2016г.                   

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое).

Насколько активно вы, как воспитатели детского сада, участвуете в музыкальном воспитании детей? И все ли вы осознаете важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности.

Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение»  муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

  1. Воспитатель сидит с безучастным видом.
  2. Воспитатель перебивает исполнение.
  3. Дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
  4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Конечно, ведущая роль на музыкальном занятии отводится  музыкальному руководителю, но это ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов:

  1. От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
  2. От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.
  3. От программного  материала: в зависимости новый или старый материал.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием. Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

А теперь перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия.

На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

  1. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
  2. На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
  3. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
  4. Записывать материал, который дает музыкальный руководитель, в тетрадь по совместной деятельности.
  5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
  6. Следить за правильным выполнением детьми движений.
  7. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Мы обсудили  организационные вопросы. А сейчас давайте поговорим о роли воспитателя на музыкальном занятии,  т.к. чередование его пассивного и активного участия различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

  1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
  2. Следит за дисциплиной;
  3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

  1. В распевании не участвует.
  2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.
  3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
  4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
  5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения и игры:

  1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
  2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
  3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
  4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
  5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
  6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
  7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Итак, подводя итог, мы можем сказать, что наиболее активное участие воспитатель принимает в музыкально-ритмических движениях, танцах и играх. Немного меньше его участие в разделе «Пение» и минимально в разделе «Слушание».

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. От воспитателя в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой  программы.

Итак:

  1. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
  2. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
  3. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т. д. Перед началом утренникам в музыкальном зале воспитатель должен  разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
  4. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль, стихотворение, и т. д.
  5. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
  6. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.
  7. Основная задача воспитателя – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Воспитатель  должен хорошо знать  программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца  или инсценировки.
  8. Воспитатель, который выполняет роль ведущего, руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. На утреннике воспитатель  должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям,  должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь воспитателя,  уместная шутка, вопрос к детям, к гостям (например: Вы не видели  как наши малыши пляшут с платочками?). Ведущему необходимо произносить текст эмоционально, громко, отчетливо, внятно, выразительно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют ребят
  9. Воспитатель должен быть находчивым! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких  случаях ведущий должен быстро найти выход из затруднительного положения (шутки, загадки, приобщение зрителей к разрешению затруднений).
  10. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
  11. Во время исполнения детьми (особенно, малышами) танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними. Если в парной пляске ребенок остался без пары, то в пару с ребенком должен стать воспитатель.
  12. Ведущему надо уметь организованно заканчивать праздник! После угощения -  поблагодарить гостя (взрослый персонаж), попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравить всех с праздником), предложить детям выйти из зала организованно (если не предусмотрен  сценарием другой вариант, например, новогодний праздник, когда дети фотографируются с Дедом Морозом) т. е.  встать друг за другом или парами  и выйти под музыку, а не бежать к родителям.
  13. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).
  14. Праздник окончен, но праздничные впечатления еще долго живут в памяти детей. Они делятся ими со своими товарищами, воспитателями, родителями, отражают их в своих играх, рисунках, лепке. Воспитатель стремиться  закрепить наиболее красочные впечатления, связанные с тематикой праздника. Дети повторяют полюбившиеся танцы, песни, действия отдельных персонажей. Можно так же провести закрепляющее музыкальное занятие (оставить оформление праздника, детали костюмов, атрибуты для игр и предложить вспомнить, что им понравилось, обменяться впечатлениями).  Можно выступить с праздничными номерами перед детьми младших групп.
  15. Хорошо проводить обсуждения прошедшего праздника на педагогическом совещании, где обсуждаются положительные моменты праздника  и  допущенные  ошибки.
Ссылки
Поиск
Анонсы
Анонсы отсутствуют
Обращение граждан
Контакты
Заведующий

Контакты учреждения

+7(48456)5-62-08
График приёма:
Пн – Чт - с 8-00 до 17-00
Пт – с 8-00 до 16-00
Обед: с 12-30 до 13-00
ОБЪЯСНЯЕМ.РФ 1-4 сентября Портал Госуслуг



0+
X

Карта сайта

X

Обновления сайта

в текущем месяце

X

Оставить отзыв

X

Праздники

в текущем месяце